Сохранение и развитие сакрального места на территории заповедника

Сохранение и развитие сакрального места на территории заповедника
31 Октября 2019
31 октября 2019 года сотрудники заповедника вместе с картом Куженерского района Альбертом Ивановичем Рукавишниковым, выезжали на территорию заповедника облагородить найденную священную рощу, в целях усиления мер по сохранению традиций, обычаев, обрядов народа мари - основных видов объектов нематериального культурного наследия для дальнейшего посещения туристами этого святого места.
DSC_0322.JPG
Пользуясь случаем, мы пообщались с Альбертом Ивановичем, как же марийский народ выбирал места священных рощ.

Альберт Иванович, есть ли устав марийской традиционной религии?

У нас есть Концепция марийской традиционной религии, там все прописано.
Каждая община имеет свой устав, заверенный главным картом Республики Марий Эл. Мы зарегистрированная община марийской традиционной религии «Ош марий (белый человек) – Чимарий» Куженерского района.
Есть также вои учредители, своя ревизионная комиссия. Работаем мы по закону.

Как марийский народ выбирал священное место для создания рощи?

Марийский народ выбирал священную рощу с помощью животных. Если их это место удовлетворяло, то определяли сакральность этой территории, источник святого духа. Далее готовили рощу, огораживали жердями по периметру – Саваран Ото. Главным священным деревом отмечали сосну, елку или же березу.

Для чего на священное дерево вешается полотенце?
На самом деле мы сейчас вешаем полотенца, а в старые времена до определенного момента делали пояс из лыка липы, надрезали узоры, на которые наносили следы крови жертвенного животного, опоясывали дерево три раза. Далее этот пояс отдавали в огонь с соответствующими молениями.

С какими словами заходят в священную рощу?

Сначала «хозяина» - ангела хранителя рощи мы просим допустить нас до этого места, приносим извинения за беспокойство: за то, что мы спугнем животное, птицу, что-то заденем, наступим на насекомое, чтобы жертвенные животные очищали себя во время их готовки к жертвоприношению, спокойно, размеренно. Просим не вводить нас в грех.

Когда и как Вы стали районным картом?

Это длинная история. Я с детских лет был воспитан в марийской религии. Дедушка хотел, чтобы я крестился. Моя бабушка соблюдала и православие, и марийскую религию.
Сам начал молиться по марийским религиям в 1985 году. С 2003 года стал уже картом, начал сам проводить моления, в том числе начал участвовать во всемарийских молениях.
DSC_0366.JPG