Впечатления участников Кружка юных биологов зоопарка (КЮБЗ).

Впечатления участников Кружка юных биологов зоопарка (КЮБЗ).
13 Ноября 2018

В октябре 2018 года территорию заповедника уже традиционно посетили участники КЮБЗа (Клуба юных биологов Московского зоопарка).

УЖВИЙ СОФЬЯ (ГОЛЛУМ)

Все говорят, что осень – золотая, а как по мне, так она мерзкая. Особенно в Москве. Именно поэтому на осенних каникулах я поехала (уже не в первый раз) в заповедник "Большая Кокшага". Мне очень нравится это место. Каждый год я всё ярче ощущаю таинственность, красоту и отдаленность от другого "внешнего" мира этого относительно небольшого лесного уголка. Иногда, в особо солнечные дни мне даже казалось, что сейчас ранняя весна. Временами хотелось летать и смотреть с высоты птичьего полёта на тёмную, постоянно извивающуюся ленту реки и пойменный широколиственный лес, шумящий дубовыми листьями. В окрестностях реки Большая Кокшага я провела большую часть этого выезда, и, конечно, с этим у меня связаны одни из самых ярких воспоминаний.
Как-то раз, идя по пойме и наслаждаясь особенно тёплым – было аж +10° С – днём, мы увидели тёмно-бурое, чуть напоминающее кабана, пятно, которое с треском (однако, этот треск не показался мне громким) пронеслось перед нами, едва касаясь земли.
Интересно, испугался ли он нас или хотел показать дорогу? Ведь в пойме я часто пользовалась кабаньими тропами. Ха, странно, в Москве подобные мысли показались бы мне абсурдными..! Но то Москва, а это Кокшага.
Если самому не создавать шума, в пойме Кокшаги (да и не только Кокшаги) будет царить приятная и успокаивающая тишина, лишь изредка вскрикнет встрепенувшаяся сойка или печально запоёт снегирь. Несмотря на это, с первого взгляда пустую природу, лес скрывает за собой множество созданий, что пытаются отгородиться от человека ненадежной завесой деревьев. Так, например, я видела глухаря – он показался мне огромным, размером с небольшого медведя. Затем я наблюдала как маленькая, аккуратная пищуха юркает по стволу примерно в метре от меня. Мне очень нравится смотреть на птиц (а если повезёт – на зверей), какими обычными они не казались.
Никогда не знаешь, что ты увидишь во время своего маршрута. Сидя на брёвнышке у мокрого, заболоченного Интунга, мы услышали грохот двух товарняков, стремительно удаляющийся от нас, а затем громкий всплеск. Мы засмеялись – вдруг стало страшно, но страх был слабый и быстро прошёл – и пошли разглядывать следы этого несчастного лося.
Но нам посчастливилось ещё раз повстречаться – на этот раз лицом к лицу – с этим огромным копытным.
Первое, что мы услышали, это треск веток и странные звуки – то ли рычание, то ли гавканье. Затем из глубины леса на нас выбежало что-то огромное, мохнатое и с вытаращенными глазами. " Медведь!" – такова была наша первая мысль. Но всё же наши натуралистические знания оказались приобретенными не зря, и отличить рогатое копытное (правда, без рогов) от "хозяина тайги" мы сумели. К счастью, мы успели хорошо разглядеть ошалевшее "лицо" зверя, ибо лосиха исчезла в лесу так же быстро, как и появилась.
Каждый год наш кружок делает в заповеднике научно-исследовательские работы, и в этот раз я учитывала рябчиков по встречам и по ответам на свист манка. О, как это приятно, когда после нескольких дней абсолютного игнорирования тебе, наконец, отвечает рябчик! Как оказалось живут они в основном в поймах ручьев, в особенности Интунга.
Ещё я была на старом кордоне "Красная горка". Мне очень нравятся отвесные песчаные берега, уходящие в глубокую холодную воду, гармонирующую по цвету с охристым песком. А ещё сосняк. Под ногами – голубые ковры лишайников, потом темные стволы сосен, рыжеющие по мере их приближения к кроне. А над зелёными иголками виднеется серо-голубое небо.
Меня всегда поражала красота Марийского края. Взять хотя бы озеро Кошер. Ярко-красная клюква, прячется в почему-то бордовом сфагнуме, а сосны, извиваясь ветвями, стремятся выжить на бедной почве.
Каждый год этот выезд приносит мне новые знания и умения, оставляя чудесные воспоминания. Надеюсь, я приеду сюда в следующем году.