"Как я провел осенние каникулы?" Часть 4. Заключительная

"Как я провел осенние каникулы?" Часть 4. Заключительная
17 Января 2018


ОВСЯНКО ЕВГЕНИЙ:
Эти осенние каникулы я провёл с ребятами из КЮБЗа в заповеднике «Большая Кокшага». Я делал научную работу по учёту синичьих стай вместе с Вовой Беляковым. В заповеднике обитает много разных представителей рода Parus: буроголовая и черноголовая гаичка, московка, лазоревка, гренадёрка и большая синица. Но больше всего меня очаровали ополовники, или длиннохвостые синицы, которые относятся к другому роду. В Красной книге Москвы ополовник считается довольно редким видом, и я всегда мечтал встретиться с этой птицей.
Однажды утром я вышел на маршрут и примерно через час ходьбы услышал пение синиц. Почти сразу после этого, к моему восхищению, я увидел тех, кто производил эти звуки. Целых семнадцать ополовников перелетали с дерево на дерево и издавали нежный писк!!! Потом оказалось, что с ними кормились два поползня и один малый пестрый дятел. Это была воистину прекрасная находка, так как в этом году даже в заповеднике ополовников поубавилось.
К сожалению, я за весь выезд так и не встретил ни одного млекопитающего, но часто видел звериные следы и помёт. В один день, например, я нашёл кабанью тропку, и довольно свежую, а также много беличьих и куньих следов. В другой раз мы нашли очень свежие следы бобра и пошли по ним. Следы вели прямо к старице. Дальше мы шли по пробоинам во льду, которые оставил бобёр, когда плыл. Если на пути бобра попадалось бревно, он выныривал из воды и перебирался по нему, оставляя следы. Несколько раз мы находили помёт, который явно лежал на земле не больше десяти-пятнадцати минут, что говорит о том, что бобёр убегал от нас. Об этом можно было судить также по частым пробоинам во льду и сдвоенным «бегущим» следам. В конце концов, погоня завела нас в ещё одну старицу, на этот раз полную веток и брёвен. Из-за желания увидеть убегающего бобра мы забыли обо всём на свете и бежали по мелкому болотистому дну, спрыгивали с поваленных деревьев. В результате я поскользнулся и упал в ледяную воду, набрав полные сапоги воды. С грустью на душе я возвращался домой, а бобёр издал нам вслед громкий и странный вопль. Мне он показался насмешливым.
Больше мне повезло, когда я увидел четырёх воронов, которые пролетели над рекой, громко каркая, залетели в лес и долго ругались там каждый на свой лад. К громкой песне воронов добавлялся стук дятла в просеке, и мне казалось, как будто лесные духи исполняют свою древнюю музыку.
Когда пришла пора уезжать, я был уже полон впечатлений и успел соскучиться по Москве. Поэтому я спокойно расстался с заповедником, но часто вспоминаю о нём. Надеюсь, я ещё не раз приеду в заповедник Большая Кокшага.


БЕЛЯКОВ ВЛАДИМИР "Как мы заблудились"
Я, Гриша Нутрихин и Соня Ужвий собрались 30 октября на маршрут на ручей Интунг. Там надо было выполнить учет птиц в приручьевых биотопах. Мы вышли с кордона Шимаево утром около 8 часов, но не проверили наличие ни компасов, ни фонариков, о чём в последствии сильно пожалели. На Интунге ни один из нас не бывал, поэтому шли исключительно по карте. Погода была хорошая, и мы быстро шли по ровной и удобной дороге. В одном месте мне показалось, что пора свернуть и далее мы шли по болотистой, мокрой просеке. Шли долго, я подумал, что пора бы уже подойти к ручью, но тут мы вышли за шлагбаум, которым была обозначена западная граница заповедника. Нас это обескуражило, но мы сразу сориентировались на местности и поняли, что нечаянно ушли далеко на запад. Мы перестроили маршрут, и пошли вдоль границы на юг. Как позже оказалось, в этом и была главная ошибка – надо было вернуться, а не множить оплошности.
Чем дольше шли, тем хуже становилась дорога. Под конец попали на верховое болото с угнетенным сосняком. Здесь мы решили, что не стоит стремиться к Интунгу в ущерб своей безопасности. Выйдя на наезженную дорогу, и по глупости понадеялись, что она выведет на знакомое место. Но дорога скоро перестала быть наезженной, а потом и совсем пропала. Мы то попадали снова в болото, то шли по бесконечным песчаным дорогам, то попадали в непролазный валежник. Сколько надежд у нас появлялось при одном как будто знакомом пеньке, как быстро они рушились при виде странного поворота дороги. Начало темнеть… Мы ускорили шаг, но ночь быстро надвигалась, и скоро мы брели в кромешной тьме. Не скрою, были напуганы, но вдруг услышали далекий лай собак. Приободрившись, собрались с силами и бросились вперед по прямой дороге. Впереди слышался неясный шум, появились огни, и мы вышли на асфальт, прямо к какому-то поселку, как выяснилось поселку Озерный. Зашли в первый попавшийся дом, оказавшийся магазином. Как приятно было увидеть яркий свет электрических ламп и удивленное лицо продавщицы. Добрая женщина помогла нам вызвать службу охраны заповедника и отвела в другую избу к своим знакомым. Опрятная старушка тетя Августа накормила нас супом, напоила чаем с вареньем. А Александр Иванович отвел к прибывшему УАЗۥику. Шофер тоже отнесся к нам доброжелательно. Через полчаса мы прибыли на родной кордон, и хотя нам было стыдно за свою беспечность и неумелость, мы были рады видеть знакомые лица товарищей. Не смотря на все переживания того дня, этот маршрут послужил нам хорошим уроком, и запомнится на всю жизнь.