В год 30-летия заповедника "Большая Кокшага" делимся с вами архивными публикациями бюллетеня "Кугу Какшан" №1(8) 2003 года, которые были сделаны к 10-летнему юбилею заповедника.
Статья Александра Актемежева, участкового госинспектора кордона "Шимаево".
"В очередной раз село солнце село за тёмную стену леса. Ночь вступила в свои права, погрузив кордон в темноту, и вновь я остался наедине со своими мыслями. Одна из которых чаще посещает меня: «Зачем я работаю в заповеднике? Есть же много других профессий, не менее уважаемых и пользующихся спросом, ну, и, что греха таить, с приличной зарплатой».
Конечно, я воспринимал начало своей работы в заповеднике как еще одну свою авантюру. Ну да, было интересно узнать, что такое заповедник, и с чем его едят. Можно сказать, что я погнался за романтикой. Даже мой первый заезд на территорию прошёл в духе приключений. Кого завозят на машине, кто заходи, когда Большая Кокшага разлилась во всю ширь, затопив пойменный лес, показывая свой крутой нрав. Даже кордон Шимаево, на котором мне предстояло трудиться, стоял как на острове.
Однако, проработав, что-то около месяца, я вдруг понял, что это моё, это то, что я искал, может, это мое призвание – быть егерем (я не люблю казенное название «инспектор»). Мне нравится ходить по лесу, наблюдая за животными, растениями, погодой, занося это всё в дневник. Приятно думать, что потом кто-нибудь через много лет будет читать твои записи, находя что-то нужное и полезное для себя.
Я не люблю городскую суету, а в лесу жизнь течёт не торопясь. И сравнится ли шаблонная красота города с красотой леса?
Взять хотя бы зиму. Мороз. Яркое солнце. Снег сверкает разноцветными искрами. Деревья покрылись инеем, словно укутались в белую шаль. Небольшие ёлки засыпало снегом, и стоят они как в тёплых шубах. В воздухе – ни ветерка. Вдалеке потрескивают от мороза деревья. На перекате от воды поднимается пар, солнечные лучи, пробиваясь сквозь деревья, красят его в розовый цвет.
Весна. Кокшага сбросила ледяные оковы, разлилась, затопляя большие территории, превращая их в мангровые заросли, в которых находят себе пристанище множество водоплавающих птиц. А когда вода пойдет на убыль, по берегам начинает буйным цветом цвести черёмуха своим ароматом кружа голову.
А светлые летние ночи, когда туман молоком разливается над рекой и в чаще леса слышится хор птиц, в котором солируют соловьи, даже трескучий коростель вносит в эту песню свою изюминку.
Ну, и, конечно же, осень со своими красками. Голубое-голубое небо, изумруд хвойного леса, золото берез, багрянец осин. Никакую, даже самую яркую, городскую рекламу нельзя поставить рядом.
Хоть и говорят, что каждый кулик хвалит своё болото (а сам я вятский), и я могу сказать, что вятская природа лучше, но меня покорила река Большая Кокшага. Она - живой организм со своим характером: гладкая, спокойная и ласковая в летнюю ночь и грубая, сильная, упрямая весной.
Это ли не счастье – работать рядом с такой красотой? Кто-то гонится за деньгами. Люди е понимают, что богатство – это не деньги, а природа вокруг нас. Некоторые воспринимают это буквально: вырубают леса, варварски собирают ягоды и грибы, губят рыбу в реках или озёрах ради наживы. И всё – таки я думаю, что выбрал верный путь, став госинспектором. Я сохраняю, пусть небольшой клочок, но всё же живой, нетронутой человеком природы. Мне кажется. Мы делаем нужное дело, и наши дети скажут нам спасибо."
К 30-летию заповедника
Поделиться ссылкой: