Турпродукты в национальных парках и заповедниках

25 Апреля 2017
http://www.wildnet.ru/
С 18 по 20 апреля 2017 года ЭкоЦентр «Заповедники» при участии Ассоциации ООПТ СЗР и национального парка «Валдайский» провел семинар для сотрудников ООПТ на тему: «Турпродукты в национальных парках и заповедниках. Взаимодействие с турбизнесом». В семинаре приняли участие двадцать специалистов из заповедников и национальных парков: «Валдайский», «Кенозерский», «Кроноцкий», «Русский Север», «Русская Арктика», «Мещерский» и «Мещера», «Керженский», «Костомукшский», «Заповедное Подлеморье», «Алтайский», «Симоленское Поозерье» , «Себежский» и «Югыд ва».
Программа семинара предусматривала приобретение участниками устойчивого навыка формирования и оформления турпродукта для особо охраняемых природных территорий, его продвижения и внедрения в систему профессионального туризма.Состав участников был разнородным — от заместителей директоров до инспектора по охране территории, но всех их объединяли общие заботы и вовлеченность в процесс организации туризма на ООПТ.
Поэтому непринужденная обстановка легко установилась между участниками, и общение в дружеском ключе все три дня помогало успешно решать непростые задачки.В ходе трехдневного интенсивного тренинга, поставленные в жесткие временные рамки, участники семинара не только получили пакет информации, но и провели переоценку собственных, уже имеющихся туристских предложений, либо детально проработали идеи создания таких предложений; подготовили и защитили проекты турпродуктов, основываясь на полученной во время семинара информации, знании территорий своих ООПТ, личном опыте работы с туристами и с учетом главных задач, определенных проектом Стратегии развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения на период до 2020 года.
Прямо на семинаре семь участников при содействии и помощи коллег оформили туристские предложения, которые, как мы надеемся, будут в ближайшее время доработаны и начнут претворяться в жизнь в заповедниках и парках: «Валдайский», «Себежский», «Кенозерский», «Алтайский», «Керженский», «Русский Север», «Смоленское Поозерье». Проект Костомукшского заповедника обсуждался в зимнем варианте (на семинаре «Экологическое просвещение и познавательный туризм» 17-24 апреля 2017 года была защищена летняя версия, и теперь этот проект смело можно считать круглогодичным), поэтому мы решили условно считать его восьмым туристским предложением, защищенным в ходе двух семинаров.
В итоговых анкетах участники высоко оценили работу экспертов Оксаны Ризнич и Ольги Анисимовой. «Я слышала о том, как проходят подобные семинары, но не думала, что это может быть так весело», — поделилась личным впечатлением одна из участниц. Туризм — нелегкий труд, в результате которого на лицах туристов и экскурсантов непременно должна появиться довольная улыбка. Входя поочередно то в роль недовольного туриста, то в роль туроператора, каждый из участников семинара на собственном опыте прочувствовал, как много значит позитивный настрой для обеспечения конечного результата, которым обе стороны довольны. Свои дальнейшие планы по итогам семинара участники написали в отзывах: одни планируют развивать созданные турпродукты и поработать над предложением дополнительных услуг; другие – уделять больше внимания созданию новых туристских предложений; третьи, поняв свою ценность для турфирм, попытаются урегулировать с ними спорные вопросы и отладить взаимодействие, для чего даже составят долгосрочный план работы с турагентами; четвертые поделятся информацией с коллегами; пятые внесут изменения на сайты, адаптировав их под туристические цели и т.д.Отличным наглядным пособием к теоретической части стала новая интерактивная экспозиция Валдайского национального парка «Путешествие от Селигера до Боровно».
К моменту ее посещения участники уже готовы были оценить не только прекрасные экспонаты, но и работу экскурсовода. Оценке «недовольных туристов» подверглась и экскурсия по экологическим тропам парка, которые тоже были использованы экспертами в качестве обучающего пособия.Участники семинара научились главному — ставить себя на место туристов и представителей турбизнеса. Это очень важно, когда стоит задача совместить почти несовместимые вещи: туризм, имеющий коммерческую основу, и заповедное дело, в основе которого сохранение природы.