Открытие полевого сезона и учеты околоводной орнитофауны

10 Мая 2016

В этом году половодье выдалось на славу. Уровень воды в реке показал очередной максимум, который лишь немного уступал таковому в 2005 году. В результате достаточно быстрого таяния снега лесные дороги в понижениях рельефа покрылись большими лужами, конца и края которым иногда не было видно. Особенно опасный участок оказался на широкой просеке ЛЭП на границе охранной зоны: большая лужа с глубокой колеей грозила серьезной опасностью всем тем, кто пытался проехать ее, не беря в учет пословицу: «не зная броду — не суйся в воду». Многие поплатились за это, потеряв уйму времени, вытаскивая своего «железного коня», оснащенного по последнему слову техники в плане проходимости, который беспомощно крутил колесами, упершись мостами в грунт. Не спасало и наличие лебедки, поскольку цеплять ее было попросту не за что — ближайшее дерево находилось далеко за пределами длины ее троса. Только подъехавший другой транспорт вытаскивал бедолагу. После нескольких часов проведенных в луже, водитель уже, прежде чем форсировать ее снова, одевал болотные сапоги и прощупывал дно в поисках удобного места. А оно было, и если принять правее, то можно без опаски ее переехать в разрез. Остальные затопленные участки не представляли существенной опасности для водителей, так как сотрудники заповедника в 2013–2015 годах планомерно бутили их песчано-гравийной смесью, которую брали со старой железной дороги.

Прибыв на кордон Красная Горка работа нашей небольшой экспедиции закипела. Подготовка скромного оборудования учетчика: лодка, бинокли, фотоаппараты, и конечно ручка и блокнот прошла быстро. В этот раз решено было охватить наиболее труднодоступные участки реки и крупных стариц Большой Кокшаги, как наиболее излюбленные для гнездования пернатыми. На нашей «трудовой лошадке» — «фермере», добрались до д. Шушер, а оттуда пешком со всем скарбом 7 км до озера. Сплав обратно до деревни, который осуществлялся через озеро Шушер, потом по старице Долгая до урочища Прокоп в реку Большая Кокшага и затем уже к д. Шушер, занял несколько часов.
Места у нас уникальные: весенняя растительность, пригретая солнечными лучами, постепенно одевается в девственный зеленый наряд. Черемуха уже покрылась светло-зеленой листвой, местами начала цвести, а на дубе, вязе и липе только еще начали развертываться первые листочки. В пойме, еще недавно затопленной полой водой, только-только появляется первая трава: будра, вербейник, чина, сныть, дудник и другие растения. Просматриваемость леса хорошая. Река хоть и вошла в берега, тем не менее, полноводная, вода в озере еще чистая (летом она становится мутной с неприятным запахом).
В массовом количестве появилась мошка, но единственное неудобство от нее — все время норовит залезть либо в глаза, либо в нос и уши. Появились и первые комары-кусаки. Кстати в этом году их должно быть особенно много. Почти все пойменные старицы кишат их личинками, и при благоприятной погоде вся эта армада превратится в безжалостных кровососущих пискунов, спрятаться от которых будет невозможно.
На черемухе в пойме слышны первые удивительные по своей замысловатости трели соловья, зяблик — фоновый вид заповедных лесов, слышен повсюду, кукушка оповещает своих соперников о своем присутствии знакомым с детства «ку-ку, ку-ку». По вечерам, пролетая вдоль реки обозначая свою территорию, «хоркает» вальдшнеп. Постоянно слышна барабанная дробь трудяги дятла. Изредка с реки доносятся раскатистые шлепки — это бобер, испугавшись чего-либо предупреждает свою семью об опасности. В пойме, на сухих участках, где появилась свежая трава, уже успел побывать медведь, следы пребывания которого отчетливо заметны в виде больших черных кучек, оставленных им от весеннего травяного пиршества.

Проплывая по старице Долгая в воде обнаружили большое количество шерсти лося. По-видимому, лосиха перебралась на остров, подальше от хищников. Здесь в уединении появится на свет лосенок, который будет защищен в первые дни жизни холодной водой реки и, конечно, своей матерью.

Собственно учеты птиц нас несколько разочаровали. Места нашего сплава обычно славились наличием представителей редких видов животных, таких как орлан-белохвост и скопа, которые периодически отмечались нами, много встречалось и представителей утиных. В этом году на озере отмечены лишь несколько пар хохлатых чернетей да два коршуна. В реке и старицах — утка кряква, чирок трескунок, красноголовый нырок, и обычные представители пернатых — кулики перевозчик и черныш. После обработки материала будут получены точные данные по учетам птиц.